Зарядка аккумулятора: многоступенчатая зарядка

Но прежде чем мы погрузимся непосредственно в Глава 3: Функции и особенности солнечного контроллера заряда, лучше ознакомимся с необходимой информацией о зарядке аккумулятора.

Если вы уже достаточно хорошо знакомы с этой информацией, вы можете перейти к главе 3 отсюда.

Налейте воду в чашку

Налейте воду в чашку

2.1 Краткая интерпретация

Представьте, что вы наливаете воду в чашку - вначале вы будете наливать быстрее; когда чашка почти полная, поток воды замедляется, чтобы вода не переливалась из чашки. Напротив, если вы продолжаете наливать воду с большей скоростью, вам будет трудно вовремя остановить поток в конце, и вода выльется из этой чашки.

Зарядка солнечной батареи

Зарядка солнечной батареи

Та же теория применима к зарядке аккумулятора:

  • Когда батарея разряжена, контроллер заряда подает много энергии для быстрой зарядки.
  • Когда аккумулятор почти полностью заряжен, он замедляет работу зарядного устройства, регулируя его напряжение и ток.
  • Когда аккумулятор полностью заряжен, он посылает только тонкую струйку энергии для поддержания полного заряда.

Это так называемая многоступенчатая зарядка.

2.2 Пример: 3-4 этапа

Установленные значения:

Чтобы убедиться, что вы легко понимаете следующий контент, который относится к примеру многоступенчатой ​​зарядки (3-4 этапа), давайте сначала объясним жаргонный «уставки».

В письме,

Контроллер заряда солнечной батареи настроен на изменение скорости заряда при определенных напряжениях, которые называются уставками.

Уставки обычно имеют температурную компенсацию, и мы обсудим эту тему на примере многоступенчатой ​​зарядки.

Теперь давайте подробно рассмотрим пример.

Ниже приведен пример от MorningStar, у которого есть 4 этапа зарядки.

MorningStar 4 этапа зарядки

Источник: MorningStar, 4 этапа зарядки

2.2.1 Этап 1: Массовая зарядка

На этом этапе аккумуляторная батарея разряжена, и ее напряжение ниже уставки напряжения поглощения. Таким образом, контроллер солнечного заряда будет отправлять как можно больше доступной солнечной энергии в аккумуляторную батарею для подзарядки.

2.2.2 Этап 2: Поглощающий заряд

Когда его напряжение достигает заданного значения напряжения поглощения, выходное напряжение контроллера заряда солнечной батареи будет поддерживать относительно постоянное значение. Постоянное входное напряжение предотвращает перегрев аккумуляторной батареи и чрезмерное выделение газов. Обычно на этом этапе аккумуляторная батарея может быть полностью заряжена.

2.2.3 Этап 3: плавающий заряд

Как мы знаем, аккумуляторная батарея полностью заряжена на стадии поглощения, и полностью заряженная батарея больше не может преобразовывать солнечную энергию в химическую энергию. Дальнейшая мощность от контроллера заряда будет использоваться только для нагрева и выделения газа, так как он перезаряжается.

Струйка из крана

Струйка из крана

Стадия плавающего режима предназначена для предотвращения длительного перезаряда аккумуляторной батареи. На этом этапе контроллер заряда снизит напряжение зарядки и подаст очень небольшое количество энергии, например струйки, чтобы поддерживать батарею и предотвращать дальнейший нагрев и выделение газов.

2.2.4 Этап 4: Уравнительный заряд

Для выравнивающего заряда используется более высокое напряжение, чем при абсорбционной зарядке, чтобы выровнять все элементы в батарее. Как мы знаем, батареи, включенные последовательно и / или параллельно, составляют батарею. Если некоторые элементы в батарейном блоке не полностью заряжены, на этом этапе все они будут полностью заряжены и завершатся все химические реакции батареи.

Кипящая вода

Кипящая вода

Поскольку он следует за этапом 3 (когда аккумуляторная батарея полностью заряжена), когда мы повышаем напряжение и отправляем больше энергии на батареи, электролиты будут выглядеть так, как будто они кипят. На самом деле не жарко; это водород, образующийся из электролитов, образующий множество пузырьков. Эти пузырьки перемешивают электролиты.

Регулярное перемешивание электролитов таким образом необходимо для того, чтобы аккумуляторная батарея была затоплена.

Мы можем рассматривать это как периодический перезаряд, но он полезен (иногда необходим) для определенных батарей, таких как залитые батареи и незапечатанные батареи, такие как AGM и Gel.

Обычно вы можете найти в технических характеристиках батареи, как долго должен длиться выравнивающий заряд, а затем установить соответствующий параметр в контроллере заряда.

2.3 Почему залитые аккумуляторные батареи нуждаются в выравнивании

Короче говоря,

чтобы предотвратить сульфатирование свинцово-кислотных аккумуляторов.

химическая реакция разряда

Химическая реакция разряда

В результате химических реакций разряда батареи образуются мягкие кристаллы сульфата свинца, которые обычно прикрепляются к поверхности пластин. Если аккумулятор будет продолжать работать в таких условиях, со временем мягкие кристаллы сульфата будут размножаться и становиться все твердее и твердее, что затрудняет их преобразование обратно в мягкие или даже дальнейшую активацию материалов, которые были частью электролит.

Сульфатирование свинцово-кислотных аккумуляторов - бич их выхода из строя. Эта проблема характерна для долговременно недостаточно заряженных аккумуляторных батарей.

При полной зарядке мягкие кристаллы сульфата могут быть преобразованы обратно в активные материалы, но солнечная батарея редко полностью перезаряжается, особенно в плохо спроектированной солнечной фотоэлектрической системе, где либо солнечная панель слишком мала, либо аккумулятор слишком велик .

Сульфатирование свинцово-кислотных аккумуляторов

Сульфатирование свинцово-кислотных аккумуляторов

Решить эту проблему может только периодическая перезарядка высоким напряжением; а именно выравнивающая зарядка, которая работает при высоком напряжении, генерирует пузырьки и перемешивает электролит. Вот почему этап 4 необходим для залитой аккумуляторной батареи. Во многих автономных солнечных системах мы обычно используем генератор + зарядное устройство для периодической стабилизации затопленной солнечной батареи в соответствии со спецификацией батареи.

2.4 Зависимость контрольных уставок от температуры

Поскольку уставка абсорбции (стадия 2), уставка поплавка (стадия 3) и уставка выравнивания (стадия 4) все могут быть скомпенсированы по температуре, если есть датчик температуры, мы хотели бы сэкономить несколько слов для этого небольшого тема.

В некоторых усовершенствованных контроллерах заряда уставки многоступенчатой ​​зарядки колеблются в зависимости от температуры батареи. Это называется функцией «температурной компенсации».

В контроллере есть датчик температуры, и когда температура батареи низкая, уставка будет повышена, и наоборот - она ​​будет соответствующим образом отрегулирована, когда температура станет выше.

Зонд датчика температуры

Зонд датчика температуры

Некоторые контроллеры имеют встроенные датчики температуры, поэтому их необходимо устанавливать рядом с аккумулятором, чтобы определять температуру. У других может быть датчик температуры, который должен быть подключен непосредственно к батарее; кабель подключит его к контроллеру, чтобы сообщить о температуре батареи.

Если ваши батареи применяются в ситуации, когда колебания температуры превышают 15 градусов по Цельсию каждый день, предпочтительнее использовать контроллер с температурной компенсацией.

2.5 Контрольные уставки в зависимости от типа батареи

Когда мы переходим к типу батарей, рекомендуется еще одна статья о солнечных батареях.

В большинстве солнечных энергетических систем используются свинцово-кислотные батареи глубокого цикла, которые бывают двух типов: затопленного типа и герметичного типа. Свинцово-кислотные аккумуляторы не только экономичны, но и широко используются на рынке.

Различные типы солнечных батарей

Различные типы солнечных батарей

Типы батарей также влияют на дизайн уставок для контроллеров заряда солнечных батарей; В современных контроллерах есть функция, позволяющая выбирать типы батарей перед подключением к солнечной энергосистеме.

2.6 Определение идеальных уставок

Наконец, мы подошли к теории определения идеальных уставок. Честно говоря, это больше касается баланса между быстрой зарядкой и поддерживающей подзарядкой. Пользователь солнечной энергетической системы должен принимать во внимание различные факторы, такие как температура окружающей среды, интенсивность солнечного излучения, тип батареи и даже нагрузки бытовой техники.

Необходимо учитывать только первые 1 или 2 фактора; в большинстве случаев этого достаточно.

Charging a battery: Multi-stage charging

//Charging a battery: Multi-stage charging

Charging a battery: Multi-stage charging

Charging a battery: Multi-stage charging

But before we dive directly into Chapter 3: Functions and features of a solar charge controller, we’d better take a look at necessary information about charging a battery.

If you are already quite familiar with this piece of information, you could jump to chapter 3 from here.

Pour water into cup

Pour water into a cup

2.1 Brief interpretation

Imagine pouring water into a cup – at the beginning, you will pour at a faster rate; when the cup is close to full, water flow slows down so that the water will not overflow from the cup. On the contrary, if you keep pouring water at a faster rate, it’s hard for you to stop the flow in time at the end, and water will overflow from that cup.

Charging solar battery

Charging solar battery

The same theory applies to charging a battery:

  • When the battery is low, the charge controller delivers lots of energy for a quick charge
  • When the battery is close to full, it slows the charger by regulating its voltage and current.
  • When the battery is full, it sends only a trickle of power to keep a full charge.

This is the so-called multi-stage charging.

2.2 Example: 3-4 Stages

Set Points:

In order to make sure you can easily understand the following content, which refers to an example of multi-stage charging (3-4 Stages), let’s firstly explain the jargon “set points.”

In brief,

the solar charge controller is set to change its charging rate at specific voltages, which are called the set points.

Set points are usually temperature compensated, and we will discuss this topic after the example of multi-stage charging.

Now, let’s go through the example in detail

The following is an example from MorningStar, which has 4 stages of charging.

MorningStar 4 stages of charging

Source: MorningStar, 4 stages of charging

2.2.1 Stage 1: Bulk Charge

At this stage, the battery bank is low, and its voltage is lower than the absorption voltage set-point. So, the solar charge controller will send as much available solar energy as possible to the battery bank for recharging.

2.2.2 Stage 2: Absorption Charge

When its voltage reaches the absorption voltage set-point, the output voltage of the solar charge controller will keep a relatively constant value. Steady voltage input prevents a battery bank from over-heating and excessive gassing. Commonly, the battery bank could be fully charged at this stage.

2.2.3 Stage 3: Float charge

As we know, the battery bank is fully charged at the absorption stage, and a fully charged battery cannot convert solar energy into chemical energy anymore. Further power from the charge controller will only be turned into heating and gassing, as it is overcharging.

Trickle from tap

Trickle from tap

The float stage is designed to prevent the battery bank from long-term overcharging. At this stage, the charge controller will reduce the charging voltage and deliver a very small amount of power, like trickles, so as to maintain the battery bank and preclude further heating and gassing

2.2.4 Stage 4: Equalization charge

The equalize charge uses a higher voltage than that of absorption charging, so as to level all the cells in a battery bank. As we know, batteries in series or/and parallels constitute a battery bank. If some cells in the battery bank are not fully recharged, this stage will make them all fully recharged and complete all the battery chemical reactions.

Boiling water

Boiling water

Since it follows stage 3 (when the battery bank is fully recharged), when we raise the voltage and send more power to the batteries, the electrolytes will look like they are boiling. In actuality, it is not hot; it is hydrogen generated from the electrolytes, producing a lot of bubbles. These bubbles stir the electrolytes.

Stirring the electrolytes regularly in this way is essential to a flooded battery bank.

We can consider it a periodic overcharge, but it is beneficial (sometimes essential) to certain batteries, such as flooded batteries and not sealed batteries, like AGM and Gel.

Commonly you could find in battery specifications how long the equalization charge should last, and then set the parameter in the charge controller accordingly.

2.3 Why flooded battery banks need equalization

In short,

to preclude the sulfation of a lead-acid battery.

chemical reaction of discharging

The chemical reaction of discharging

The chemical reactions of battery discharging generate soft lead sulfate crystals, which usually are attached to the surface of the plates. If the battery keeps working in this kind of condition, as time passes by, the soft sulfate crystals will multiply and become even harder and harder, making them pretty difficult to convert back to soft ones, or even further activate materials that were a part of the electrolyte.

The sulfation of lead-acid batteries is the scourge of a battery failure. This issue is common in long-term, undercharged battery banks.

If charged completely, the soft sulfate crystals can be converted back to active materials, but a solar battery is seldom fully recharged, especially in a not well-designed solar PV system, where either the solar panel is too small or the battery bank is oversized.

Sulfation of lead-acid battery

Sulfation of lead-acid battery

Only a periodic overcharge at high voltage can solve this problem; namely, equalization charging, which works at high voltage, generates bubbles and stirs the electrolyte. That’s why stage 4 is essential to a flooded battery bank. In many off-grid solar systems, we usually use a generator + charger to equalize the flooded solar battery periodically, according to the battery specification.

2.4 Control set points vs. temperature

Since absorption set-point (stage 2), float set-point (stage 3) and equalization set-point (stage 4) all can be compensated for temperature if there is a temperature sensor, we would like to spare some words for this little topic.

In some advanced charge controllers, multi-stage charging set-points fluctuate with the battery’s temperature. This is called a “temperature compensation” feature.

The controller has a temperature sensor, and when the battery temperature is low, the set point will be raised, and vice versa – it will adjust accordingly once the temperature gets higher.

Temperature sensor probe

Temperature sensor probe

Some controllers have built-in temperature sensors, so they must be installed in proximity to the battery to detect the temperature. Others may have a temperature probe that should be attached to the battery directly; a cable will connect it to the controller to report battery temperature.

If your batteries are applied to a situation where temperature fluctuation is larger than 15 degrees Celsius every day, adopting a controller with temperature compensation is preferable.

2.5 Control set points vs. battery type

When we come to battery type, another article about solar batteries is recommended.

Most solar power systems adopt a deep-cycle, lead-acid battery, of which there are 2 types: flooded type and sealed type. A lead-acid flooded battery is not only economical, but also prevalent in the market.

Various solar battery types

Various solar battery types

Battery types also affect the design of set-points for solar charge controllers; modern controllers have the feature to allow you to select the battery types before connecting to a solar power system.

2.6 Determining the ideal set points

Finally, we come to the theory about determining the ideal set points. Frankly speaking, it is more about equilibrium between quick charging and maintenance trickle charging. The user of a solar power system should take various factors into consideration, such as ambient temperature, solar intensity, battery type and even home appliance loads.

It is necessary to only cope with the top 1 or 2 factors; that is enough in most cases.

By | 2019-08-26T10:40:48+00:00 August 26th, 2019|company news|0 Comments